Как известно, Тино Сегал, прославившийся в качестве художника, начал свою карьеру с работы экономистом. Отвечая на вопрос Кати Ганюшиной «Как вы стали художником?» он сказал: «Просто в какой-то момент меня стали так называть». В какой-то момент саму Катю, построившую карьеру на сделках по слиянию и поглощению компаний, стали называть исследователем танца, а потом — куратором. Меня, отучившуюся на лингвиста, стали звать танцевальным критиком.
Работа художника сегодня — пожалуй, самый явный пример нематериального труда, базирующегося на общении. Художник, как и куратор, производит идеи, отношения, события, коммуникацию. Современный танцор вовлекает в этот процесс тело и пространство. Если художник не рисует — танцор не танцует. Объясните это своему однокласснику. Расскажите своей маме.
Пятеро участников резиденции начали свое общение, размышляя о «синдроме самозванца» — препарируя свой шаткий профессиональный статус, нелегитимную художественную идентичность. Как люди становятся хореографами, танцорами, художниками, если не получают профильного образования, не работают в должных институциях, не имеют фиксированных должностей или не могут сформулировать свою деятельность в терминах практической пользы и материальной выгоды?
Каждый участник группы — как будто художник, но еще и переводчик, видеооператор, менеджер, актриса, учитель йоги. Обращаясь к своим конвенциональным профессиональным ипостасям, они обнаруживают профессионализм как требование фиксированной идентичности с распознаваемым набором знаний, умений и навыков (понятный профсубъект, опознанный в письме и назывании).
В их перформансах обнаружение критериев профессионализма все больше предстает как одна из форм насилия, и потому они ищут ситуации, в которых экстерьер профессиональной деятельности начинает разрушаться и сбоить. Но эта рефлексия оказывается возможной в рамках другой деятельности — художественной, предстающей как поле игры без требования результата. Не делая художественный профессионализм предметом своего исследования и не нарекая в рамках перформанса искусство своей профессией, участники остаются в области, невидимой и неуязвимой для требования профессиональной идентичности.
Как, родившись в мире, где каждый может (должен?) быть художником, присвоить художественное производство как свободу, а не императив профессионализма? Возможно, перестав откликаться на звание художника, чтобы сохранить лазейку в мир исследования, свободного от институциональных рамок.